postheadericon Обобщение опыта работы. Формирование у младших школьников орфографической зоркости на основе знания состава слова как базового орфографического умения.

Эпиграф
«Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха, и недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты»
К. Д. Ушинский

I. Актуальность опыта работы

Формирование у школьников прочных орфографических навыков — одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мысли взаимоотношение людей в письменном общении.
Развитие орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. Ученик должен удивляться тому что:
• он видит орфограммы;
• он может написать их правильно;
• ему нравится работать;
• на уроках русского языка интересно!
Знания, определения и правила должны быть точными, прочными, системными; им свойственны быстрота, гибкость применения и ориентировка в явлениях языка при выполнении упражнений и грамматических задач.
В своей педагогической деятельности я столкнулась с тем, что ошибки, допущенные учащимися, истекают в основном из-за неумения разбирать слова по составу. Поэтому, одно из основных орфографических умений для безошибочного написания – это умение производить структурно – семантический анализ слова, умение выделять части слова и определять орфограммы в данном слове. А искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы, всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках русского языка, подготовить их к активному восприятию, осторожно помогать им в самостоятельной работе, побуждать к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочетами – учить учиться, и приобщать к культуре умственного труда.

II . Сущность системы работы.
Цель: повысить качество знаний, умений, навыков обучающихся начальных классов по русскому языку
Задачи:
— максимально способствовать пониманию лексического значения слова, добиваться обогащения активного словаря учащихся;
— формировать орфографическую зоркость на основе морфологического принципа, который определяет правильное написание абсолютного большинства слов русского языка;
— вооружить детей умениями и навыками анализа слов по составу в процессе целенаправленных систематических упражнений;
— повысить познавательный интерес обучающихся к изучению русского языка;
Объект: образовательный процесс в начальных классах

Предмет: повышение качества знаний, умений и навыков учащихся начальной школы по русскому языку.

III .Технология опыта
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике. Главное внимание должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.
Чтобы научить писать грамотно, для этого выясним : Что такое орфографическая зоркость?
Орфографическая зоркость — это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости:
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого, поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. А развитие слухового фактора — это развитие фонематического слуха.
На своих уроках я использую следующие приемы, которые способствуют формированию фонематического слуха :
• артикулирование звуков;
• развитие дикции;
• упражнения по интонации;
• упражнения в проговаривании слов;
• упражнения в словообразовании;
• упражнения в словоизменении;
3.Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи неоднократного выполнения упражнений.
4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, так называемое, орфографическое проговаривание. Этот прием дает неплохие результаты. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминающий образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания.
Изучение морфемного состава слова заключает в себе большие возможности для развития умственных способностей учащихся, в частности для формирования таких умений, без которых невозможно сознательное владение словом как языковой единицей: определять лексическое значение корня, вычленять в слове морфемы, сравнивать слова в целях установления их семантико-структурной общности или различия.
Система изучения морфемного состава слова

При построении системы в качестве ведущих выступают следующие положения:
• значение каждой морфемы раскрывается только в составе слова;
• изучение школьниками приставки, корня, суффикса и окончания проводится не изолировано друг от друга;
• вначале учащиеся знакомятся с сущностью всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается в отдельности каждая морфема.

Выделяются четыре этапы системы:
1. Пропедевтические (предварительные) словообразовательные наблюдения, которые изучаются уже начиная с первого класса при обучении грамоте.
Предварительные наблюдения не являются самоцелью отдельных уроков, они органически включаются в содержание изучаемого материала и потребность проведения этих наблюдений определяется часто необходимостью раскрыть лексическое значение слова. В своей практике часто использую следующие упражнения:

1 1. Выделите в данных словах общую часть.
Мост, мосток, мостик.
Солома, соломка, соломинка.
Салат, салатик, салатник.

1. 2.Объясняю значение слова через его состав:
Приморский ( от слова море), цветочница (цвет), солонка (соль)

1.3.Подбираем с ребятами синонимы или антонимы к словам:
Большой – огромный, маленький
Веселый, радостный, грустный.
Скупой, жадный, щедрый.

1.4. Заменяю слово описательным оборотам, а ребята определяют его:
Это животное бурого цвета, часто его называют неуклюжим и косолапым (медведь)

1.5. Определяем различия в словах.
Дымчатый – дымный – дымовой.
Бархатный – бархатистый.

2..Знакомство с особенностями однокоренных слов и корня слова; наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах

Формирование понятия « однокоренные слова» связано с усвоением двух существенных признаков: семантического (имеют что-то общее по смыслу) и структурного ( наличие общего корня). На осознание учащимися сущности однокоренных слов положительное влияние оказывает выяснения того факта, что смысловая общность однокоренных слов создается общностью корня. Именно в корне заключено то общее, что «роднит» однокоренные слова, объединяет их в одну группу слов.
Противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы, позволяет предупредить ошибку, связанную с ориентировкой только на структурную сущность. Изучение однокоренных слов включает наблюдения над единообразном написанием в них корня. Эти наблюдения создают основу для сознательного написания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных корня.
Некоторые упражнения, которые я провожу для определения корня слова:

2.1. Найдите в тексте однокоренные слова.
Школьники решили посадить памятную аллею. Они вырастили саженцы голубой ели. Ребята посадили их у памятника погибшим воинам.

2.2. Назовите одним словом, но так чтобы слово было однокоренным с подчеркнутым:
Предмет, который дарят на память (подарок). Машина, приспособленная для перевозки груза. (Грузовик)

2.3 Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.
Адрес, адресный, адресок, адреналин
Балкон. Балка, балконный, балкончик.

2.4 Какое слово лишнее.
Гром, громадный, громкость, громкий.
Жалость, жалоба, жалкий, жалить.

2.5 Подберите и запишите цепочку однокоренных слов.
Весть – (весточка, повестка, оповещать)
Гость – ( гостевой, гостиная, гостить)

3.Изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов, окончания; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирование навыка правописания корня и приставки, корня и суффикса;

На данном этапе вырабатываются понятия «корень», «приставка», «суффикс» и «окончание», развивается представления о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом, формируется навык правописание проверяемых безударных гласных, определяется разбор слова по составу и устанавливается осознанное употребление в речи слов с приставками и суффиксами. Много существует разных видов работ и упражнений на этом этапе. Я использую следующие:

3. 1. Запишите по два слова с безударной гласной в корне, проверяемой путем
а) Изменения слова (на воде – воды, травой – травы)
б) Подбором однокоренных слов ( водица – воды, морской – море)

3.2. Запишите несколько существительных с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением на тему «Зима» (Зимовать, зимородок, перезимовать)
3.3 Подберите существительное, прилагательное, глагол, чтобы в каждом из них были приставка, корень, суффикс и окончание (находка, приморский, переписываешь)

4. Углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением имени существительного, имени прилагательного и глагола; формирование навыков правописание падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных, личных окончаний глагола.
Цель четвертого этапа – углубление знаний о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формообразующей роли окончаний, а также подготовка учащихся к пониманию особенностей образования имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Можно использовать такие задания:

4.1. От слов дружить, ходить, стрелять образовать однокоренные слова при помощи суффикса –б-. ( дружба, ходьба, стрельба)

4.2. Сравнить слова: школа, школьник, школьный, дошкольник и доказать, родственные они или нет.

4.3. Найти слова с безударной гласной в корне, и отмети ть их точками.
В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми.

На всех этапах предусматривается систематическая работа над лексическим значением слов, точностью их употребления в речи и написанием. Указанная система изучения морфемного состава слова учитывает не только возрастные возможности младших школьников, но и такие дидактические принципы, как сознательность, преемственность, прочность и перспективность обучения.
Очень важно при формировании орфографической зоркости научить детей разбирать слова по составу. Полный анализ слова по составу в начальных классах нужно начинать с вычленения корня и окончания (можно окончания и корня). Для осознанного анализа слова по составу большое значение имеет понимание смысла данного слова и умение увидеть смысловую взаимосвязь между словами. Реализовать эту задачу призваны прежде всего упражнения данные в учебниках русского языка. В дополнении к ним я использую свои упражнения:
В русском языке есть слова, которые часто употребляются в речи. Из них можно составить группы однокоренных слов, затем выделить корень, запомнить написание корня и проверочное слово данной группы. Такое упражнение называется «Дежурный корень». Я провожу его постоянно. Ребята подбирают группу однокоренных слов, например с корнем гриб-, выделяют корень, записывают однокоренные слова в специальную тетрадь и обязательно при этом называют несколько проверочных слов к данной группе.
Часто встречающие корни слов:
Лес-, зверь-, сад-, лень-, боль-, бег-, глаз-, вод-, мор-, дом-, гор, крик-, корм-, вар-,ход-, соль-, мир-, зим-, сор-, дар-, вяз-, земл-, снег-, стар-, цвет-, свет-, тяж-, бед-, масл-, визг-, дрожь-, вис- и другие.
Можно выполнять похожее упражнение, но уже с другой частью слова. С суффиксом. На панно появляется суффикс, ребята запоминают его правописание и подбирают слова с данным суффиксом.
Например: — Сегодня на урок пришел к нам в гости суффикс – тель-.
— С какой гласной он пишется?
— Назовите слова с этим суффиксом? Что они обозначают? (учитель, строитель – профессии)
При изучении состава слова основная трудность для учащихся заключается в том, чтобы правильно определять производящее слово ( исходный корень). Учитывая, с одной стороны, данную трудность и, с другой — важность понимания учащимися способа образования слова для раскрытия его лексического значения, я в процессе изучения частей речи провожу такие упражнения, которые готовят учащихся к осознанию связи производящего и производного слов. Содержание упражнений и характер заданий направляет детей на установление, во-первых, от какого слова образовалось данное и, во-вторых, при помощи каких морфем. Например:

— определите производящий корень в следующих словах:
памятник, грустный, стареть, находка, почернеть
— с помощью разных частей слова образуйте от исходного корня « лес» однокоренные слова;
Физкультминутки тоже могут способствовать развитию орфографической зоркости.
1) На доске запись: СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.
Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону. Если назову слово с 2 безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела.
2) Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
Специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости, требует использования специальных приемов и видов работы, таких, как: письмо с пропусками орфограмм, специально организованное списывание и работа над ошибками, графическое и цифровое обозначение орфограмм; а также применения дидактических средств: таблицы орфограмм, опор-карточек орфограмм, тренажера, различного рода алгоритмов, памяток.
Таким образом, изучение морфемного состава слова заключает в себе большие возможности формированию орфографической зоркости, повышению качества знаний, умений, навыков по русскому языку в начальной школе, а если ребенку дается обучение легко и у него что-то получается, то повышается и познавательный интерес к обучению.
Активные формы и методы при формировании орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка
Игровые методы и приемы позволяют сделать уроки русского языка интересными и содержательными, например: я предлагаю ребятам записать слова, обозначающие предмет, и превратить эти предметы в людей, мужчин или женщин:
• гитара — гитарист
• пианино — пианист
• виолончель — виолончелист
• велосипед — велосипедист
• билет — билетер;
или задаю такой интересный вопрос: «Каким живым существам дают названия с суффиксом -ат(а) и -ят(а)? » Ребята вспоминают и записывают: котята, цыплята, медвежата.
Хорошо развивает орфографическую зоркость игра “ОГОНЬКИ”.
На доске написано предложение. Ученики “зажигают” огоньки над изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложения в тетрадь.
Дидактические игры или элементы игры позволяют заинтересовать ребят, обратить внимание на правописание слов, добиться поставленной учебной задачи, вспомнить и повторить изученный материал.

VI. Результативность опыта работы

Результативность опыта, основанного на формирование у младших школьников орфографической зоркости на основе знания состава слова подтверждается следующим:

-является стабильно высоким уровень обученности учащихся при 100% успеваемости по русскому и уровень обученности 3,9.
-качественная успеваемость 77%

V.Производительность опыта работы
Формирование орфографического зоркости требует организации целенаправленной работы по передаче и усвоению школьниками орфографического опыта, отраженного в знаниях, способах деятельности.
При этом младшие школьники получают представление о словообразовательных процессах в современном русском языке; учатся производить словообразовательный анализ с опорой на смысловые отношения ближайших однокоренных слов; обучаются определять значения слов.
Словообразовательный анализ, опирающийся на семантико-словообразовательные связи ближайших однокоренных слов, активизирует познавательную деятельность учащихся и носит развивающий характер.
Представленные методические материалы могут быть использованы как дополнительные к существующим программам при изучении темы «Состав слова и словообразование» в начальных классах.

Литература

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.
2. Кустарева В.А. Методика грамматики и орфографии в начальных классах М., «Просвещение», 1998 г.
3. Сильченкова Л.С. Технология обучения русской грамоте М., «Баласс», 2004 год
4. Подласый И.П. Педагогика начальной школы, М., «ВЛАДОС», 2000 г.
5. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М., 1994.
6. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. «ВЛАДОС», 2001.
7. Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач/О.С.Арямов // Начальная школа. –1999 №4
8. Бондаренко С.М. Беседы о грамотности/С.М.Бондаренко. М.: Изд.«Знание», 1977
9. Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. –М.: Просвещение. 1992-306с.

Один комментарий на “Обобщение опыта работы. Формирование у младших школьников орфографической зоркости на основе знания состава слова как базового орфографического умения.”

Добавить комментарий для creditmoneyVapy

Декабрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
Архивы