postheadericon Методическая разработка урока внеклассного чтения. Тема: «Какие вопросы задают сказки» (2-й класс)

Цели:
1.Формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного, умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения.
2.Формировать интерес к самостоятельному чтению сказок разных народов.
3.Развивать умения аргументировать свою точку зрения, учить эмоциональному переживанию прочитанного.
4.Воспитывать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения.

Оборудование: презентация, инструкции по выполнению заданий, выставка книг, видеосюжет о фазах луны.
Предварительная подготовка: детям даётся задание найти и прочитать сказки, в названиях которых есть вопрос.
Рекомендуемый список сказок: литовские народные сказки: “Как братья судились”, “Откуда взялась Даугава”, молдавские народные сказки: “Кто ждёт, чтобы вишни падали в рот”, словенская народная сказка: “Кто сшил Видеку рубашку”; русские народные сказки: “Как барсук и куница судились”, “Как лиса шила волку шубу”, “Как мужик на диких гусях летал”; китайские народные сказки: “Почему собаки не любят кошек”, “Отчего вода в море солёная”; и другие.
Ход урока.
I. Организационный момент.
— Повернитесь лицом к гостям. Протяните навстречу им руки ладошками вверх. Пошлите гостям лучики добра, тепла, радости, ведь каждый хозяин рад, когда к нему приходят гости.
— Повернитесь теперь друг к другу, положите руки на плечи и тихонько пожелайте друг другу, что необходимо сейчас для работы уроке литературного чтения.
— А теперь повернитесь ко мне, я желаю всем вам отличной работы, и чтобы мы показали гостям все самое хорошее.
II. Актуализация знаний. (слайд №2)
-Читая через слово, вы узнаете что здесь написано?
Что название такое откуда сказка волшебство.
Произведение отрывок о вместе вымышленных красивых лицах делах или поступках событиях.
Это действительно отдельный способ жанр для в рассказе литературе.
III. Проверка самостоятельного домашнего чтения.
(Рассматривание книг на выставке.)
– Трудно ли было найти нужную сказку?
– Как вы искали сказку в сборниках?
– Есть ли иллюстрации в книге? а к сказке?
– Заинтересовали ли вас иллюстрации? Чем?
– Кто художник книги?
— Какие сказки прочитали?
-А вы не против, проверить насколько помните эти сказки?
Задание 1. (слайд №3,4,5)
Продолжите это высказывание-мораль.
(Кто ждёт, чтоб вишни падали в рот.) С той поры говорят: кто ждет, чтобы вишни падали в рот ……. (до добра не доведет).
(Почему щука в море не живет)
Нет ничего милее ……….. (родного края).
(О чем индюк думал)
Будешь думать только о себе – ………(попадешь в беду).

Задание 2 (слайд № 6)
Посмотрите на рисунок. Вспомните все части бассейна реки.
( истоки, русло, правый и левый берега, притоки, устье)
-В какой сказке описываются эти части?
(Откуда взялась Даугава?)
— Что такое Даугава? (Река в Литве.)
— В какой сказке нарушается право персонажа сказки на жизнь и неприкосновенность?
(Почему заяц куцый? О чем поют жаворонки? О чем индюк думал? Почему совы не видят солнечного света?)

Задание 3. По ключевым словам отгадайте сказку и запишите название. Взаимопроверка. (Слайд № 7,8)
Волк, виноград, лиса, заяц, крестины, Початочек, Середышек, Поскребышек. ( Почему заяц куцый?)
Барин, Питер, лапти, барская загадка, топором подпоясываться.
(Чего на свете не бывает?)

Задание 4
Работа в парах. Дифференцированное задание. Самопроверка.
Выберите любой отрывок из сказки, которую вы читали дома и вспомните название этой сказки.
1. И рассказал барсук лисе, отчего ему на земле тесно. «Э-Э,- подумала лиса, — коль медведь на барсучий хвост позарился, то мой ведь во сто раз краше». И побежала она искать от медведя убежище. Пробегала целую ночь, нигде спрятаться не может. Наконец под утро вырыла себе нору, такую же, как у барсука, залезла в нее. Прикрылась своим пушистым хвостом и спокойно уснула.
(Почему барсук и лиса в норах живут?)
2. Все жаворонки, чуть завидев пастуха. То взлетают высоко-высоко, то падают камнем вниз и все время поют:
— У боярина под шапкой ума очень мало. Ну, а может быть, и сроду его не бывало!
( О чем поют жаворонки?)

Задание 5. Ответьте на вопросы так, как объясняется в сказке.
Разделение учащихся на группы. (Образуют группы с одинаковыми вопросами).
1. Почему у муравья кривые ноги?
2.Почему у зайца губа рассечена?
3.Почему солнце, восходит, когда кричит петух?
4. Что дороже всего?
Выслушать ответы по группам.

IV. Постановка учебной задачи. (слайд №9,10,11)
— Узнайте названия этих сказок.
Почемусолнцевосходит,когдакричитпетух?
Очёминдюкдумал?
КтосшилВидекурубашку?
ОткудавзяласьДаугава?
Чтодороже?
Чегонасветенебывает?
— Посмотрите, что есть необычное в названиях этих сказок? ( в названиях есть вопрос)
-Читали вы такие сказки дома?
— Попробуйте определить тему сегодняшнего внеклассного чтения. (слайд №4)
(Какие вопросы задают сказки. Сказки в названиях которых есть вопрос)
— Продолжите предложения и определите задачи урока.
Вспомнить ………..
Прочитать ………..
Заинтересовать…..
V. «Открытие» учащимися нового знания.
— Какие вопросы задают сказки? ( Разные)
— Чтобы ответить на этот вопрос, возьмите текст сказок и задания к ним.
— Следуйте инструкции и выполняйте задания.
VI. Самостоятельная работа. (Учащихся работают в группах.) (См. «Приложение)
VII.Включение нового знания в систему знаний.
-Готовы к проверке заданий?
1 группа. (Слайд № 12)
— Прочитайте сказку.
– Какое заглавие вы выбрали?
–Ваш вопрос:
-Чему учит эта сказка? (Терпеливо учиться. Быть благодарным за учёбу.)
Вторая группа. (Слайд № 13)
«Почему кот моется после еды?»
– Прочитайте сказку по ролям.
– А вы знаете, почему на самом деле кошачьи так тщательно вылизывают себя?
Над этим вопросам работали ребята 4 группы. Дадим им слово.
( Кошки – это хищники. Добывают себе пищу выслеживанием. Чтобы добыча не почувствовала их приближение, кошка подкрадывается бесшумно. У животных очень развито обоняние– нюх, поэтому коты вылизывают себя очень тщательно, чтобы добыча их не почувствовала.)
Третья группа. (Слайд № 14)
“Почему у месяца нет платья?”
– Как вы расположили части по порядку? Прочитайте.
– Какое природное явление хотели объяснить люди, придумавшие эту сказку?
– А вы наблюдали, какая бывает разная луна? По научному- это называется фазы луны. Посмотрите видеосюжет о фазах луны. ( Почемучка . Астрономия . 23 «Движение Луны по небу и ее фазы»)
Четвёртая группа. (Слайд № 15)
– Ответьте на вопросы.
-Как вы думаете, какой ответ в сказках: научный или сказочный?
-Где можно найти научное объяснение?
-Найдите в энциклопедиях объяснение: почему на самом деле кошки так тщательно вылизывают себя.
— Какой сказке подходит это нравоучение?
(Надо в жизни быть сообразительными и находчивыми).
(Терпеливо учиться. Быть благодарным за учёбу.)
VIII. Итог урока.
— Над какой темой мы сегодня работали?
— Чем же интересны эти сказки? (ответы детей)
— Сказка в наши дни не потеряла своего значения, она многому учит, к ней хочется обращаться в любом возрасте.
— Почему разные народы задавали столько вопросов и пытались найти объяснения предметам, животным, явлениям? ( Их интересовало то, что их окружает.)
IX. Творческая работа.
1) Литературная игра «А почему?» Вопрос каждой группе.
На вопрос нужно ответить быстро, оригинально и остроумно.
Почему зайцы на мотоциклах не ездят?
Почему ежи колючие?
Почему у оленя рога?
Почему кроты слепые?
X. Дифференцированное домашнее задание (Слайд № 16)
1.Сочинить сказку выбрав, один из 3 вопросов.
– Почему у огурца пупырышки?
– Почему у розы шипы?
– Почему крокодила так назвали?
2. Придумать вопрос и сочинить свою сказку, оформить её на листе формата А4.
(Инструкция по выполнению заданий)
Как сочинить сказку.
1.Начните сочинять сказку с «конца»: придумайте ответ на вопрос.
2.Определите героев своей сказки. Их не должно быть много только необходимые.
3.Продумайте последовательность событий в сказке.
4.Расскажите сказку.
XI. Рефлексия деятельности. (Слайд № 17)
— Кто желает поделиться своими впечатлениями об уроке.
-Что было на уроке интересно?
— Что было трудно?
-Что понравилось?
-Что дал этот урок для жизни?
-Как вы считаете, хорошо ли мы поработали на уроке, показали гостям самое лучшее?
– Я желаю вам оставаться подольше Почемучками, задавать себе вопросы обо всем, что вас интересует. И пытаться отвечать на эти вопросы, читая книги, наблюдая за окружающим, слушая других.

Приложение
Задание– инструкция 1 группы.
• Прочитайте сказку вполголоса.
• Выбери заглавие к сказке, посовещайся в группе, какое заглавие точнее.
Голубь и Дрозд.
Как Голубь учился гнездо вить.
Смекалистый Голубь.
• Прочитайте сказку всему классу.
• Задайте вопрос всем ребятам «Чему учит эта сказка?»
Литовская сказка
Не умел голубь гнездо вить и пошел к Дрозду поучиться. Дрозд в этом деле был большой мастер. Когда прилетел Голубь, Дрозд только что начал вить свое красивое гнездо. Сначала голубь следил очень внимательно за работой Дрозда, но, когда основание гнезда было готово, и начали понемногу подниматься края, Голубю стало скучно. Он решил , что учиться ему уже нечему, и начал кричать:
-Умею! Умею! Умею!
Взмахнул крыльями и улетел. И даже спасибо не сказал.
На другой день Голубь сам принялся вить гнездо. Донышко гнезда свил, а как дальше делать, и не знает.
Тогда Голубь снова полетел к Дрозду и стал упрашивать, чтобы Дрозд еще раз показал, как надо строить гнездо. Но Дрозд ответил:
-Ты же хвалился, что умеешь строить, вот и сумей без меня довести работу до конца.
Так гнездо у Голубя до сих пор и стоит недостроенное. Однако Голубь нет- нет да и похвастается:
-Умею! Умею!
А на самом-то деле и не умеет!

Задание– инструкция 2 группы.
• Прочитайте сказку вполголоса.
• Подготовьтесь прочитать сказку выразительно всему классу по ролям.
Для этого выберите, кто будет читать за автора, кота, воробья.
• Потренируйся в выразительном чтении.
• Прочитайте сказку по ролям всему классу.
ПОЧЕМУ КОТ МОЕТСЯ ПОСЛЕ ЕДЫ
(литовская сказка)
Однажды залетел воробей на крестьянский двор и стал клевать зерна. Прыгает воробей по траве. Зернышко за зернышком подбирает, а хозяйский кот на него из-за угла посматривает. Cмотрел кот, смотрел да как прыгнет на воробья! Схватил его за крыло и говорит:
-Неплохо я сейчас позавтракаю!
-Что вы, что вы, пан кот! -.Неужели вы собираетесь меня съесть?- зачирикал воробей.
-А что мне, любоваться тобой, что ли?- фыркнул кот и приготовился свернуть воробью голову.
-Да постыдитесь же, пан кот!- опять зачирикал воробей.-
— Ведь вы забыли умыться! А разве вы не знаете, что и хозяин ваш, и хозяйка, и все люди на свете сначала моются, а потом завтракают?
-И то правда!- сказал кот и поднял лапу, чтобы хорошенько потереть себе мордочку.
А воробей, недолго думая, прыг в сторону! Взмахнул крыльями и улетел.
Очень рассердился кот.
-Ну нет. Теперь меня не обманешь!- сказал он.- Пусть люди делают, как знают, а я сначала буду завтракать, потом умываться.
С тех пор все коты на свете моются после еды.

Задание– инструкция 3 группы.

• Прочитайте сказку вполголоса.
• Что же здесь не так? Составьте рассказ правильно. Расположите части так, чтобы получился связный рассказ. Установите, что было сначала, далее, в конце рассказа.
• Расставь порядковые номера. Посовещайся в группе.
• Прочитайте, какая получилась сказка.
• Решите, кто какой абзац будет читать.
• Прочитайте сказку выразительно всему классу.

ПОЧЕМУ У МЕСЯЦА НЕТ ПЛАТЬЯ
(сербская сказка)
В третий раз пришёл месяц к портному. Увидел портной: идёт по небу круглый месяц — не месяц, а луна, да вдвое шире. Чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился бежать. Искал его месяц, искал, да не нашёл.
В назначенный срок пришёл месяц за платьем. А платье и узко и коротко. — Видно, я ошибся,- говорит портной. И снова сел за работу.
Так и остался месяц без платья.
Снова назначенный срок пришёл месяц за платьем. Опять платье мало. –Видно, и теперь я ошибся,- сказал портной. И снова стал кроить и шить.
Решил себе месяц сшить платье. Снял с него портной мерку и сел за работу.

Задание– инструкция 4 группы.

• Послушайте внимательно сказки 1, 2. 3 группы
• Как вы думаете, какой ответ в сказках: научный или сказочный?
• Где можно найти научное объяснение?
• Найдите в энциклопедиях объяснение: почему на самом деле кошки так тщательно вылизывают себя.
• К каким сказкам подходит это нравоучение:

Надо в жизни быть сообразительными и находчивыми.
Терпеливо учиться. Быть благодарным за учёбу.

Литература.

1. Почемучка . Астрономия . 23 «Движение Луны по небу и ее фазы»

2. Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, Методические рекомендации для учителя. Москва Баласс, 2013 г.
3. Р.Н. Бунев, Е.В. Бунеева. Литературное чтение. 2 кл. ч. 2. Москва Баласс, 2013 г.

Какие вопросы задают сказки

Оставить комментарий

Ноябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
Архивы